Горящие советские танки в Праге 21 августа 1968 года
21 августа 1968 года неспровоцированно и без объявления войны вооруженные силы Советского Союза, ГДР, Польши и Болгарии начали вторжение на территорию Чехословацкой Социалистической республики. Вероятно, впервые в истории несколько стран напали на своего союзника. Причины были, в основном, идеологическими - тогдашнее пражское руководство повело политику "социализма с человеческим лицом", суть которой была в том, что социализм можно строить без репрессий и подавления инакомыслия. Такое в тогдашнем "Советском Блоке" не прощалось.
На территорию страны было введено 170 тысяч советских военнослужащих, 40 тысяч польских, 15 тысяч солдат ННА ГДР, 12.5 тысяч венгров и примерно 3 тыс. болгар. В резерве находилось еще четверть миллиона военнослужащих пяти армий ОВД. Границу пересекло 5000 танков и десятки тысяч единиц другой боевой техники.
Операция проводилась молниеносно, руководство страны было арестовано уже через 2.5 часа после начала вторжения, успев, впрочем, дать приказ чехословацким военным не оказывать сопротивления. Тем не менее, отдельные группы военных и гражданских лиц оказывали сопротивление оккупантам, еще большими были потери от небоевых причин. Всего погибло 96 советских солдат, 10 польских, 4 венгерских и два болгарина. Потери военнослужащих Чехословацкой армии и мирного населения точно неизвестны. Подтверждены только 58 жертв первого дня вторжения в Праге и 137 всего по всей территории страны.
Прямая оккупация Чехословакии закончилась 11 сентября 1968 года, когда части СА покинули крупные города. Часть из них была выведена на территорию Советского Союза, часть расположилась на базах, сформировав со временем Центральную группу войск. Части других стран ОВД были выведены полностью.
Оккупация Чехословакии вызвала единодушное осуждение в мире. Против нее высказались даже некоторые социалистические страны - Румыния, Албания, Китай и Югославия. И дело было даже не в том, что нападение на союзника в мирное время совершенно противоестественно, а еще и в том, что тогдашнему мировому сообществу было с чем сравнивать Операцию "Дунай".
Основной истребитель ВВС Франции конца 1960-х Dassault Mirage II на фоне стратегического бомбардировщика Mirage IV
Мираж IV - был единственным, но крайне эффективным средством доставки атомного оружия Франции до 1971 года, когда на вооружении были приняты баллистические ракеты наземного и подводного базирования.
9 сентября 1965 года президент Франции Шарль Де Голль объявил, что объединенное командование НАТО должно покинуть Париж не позднее 1966 года. В декабре 1966 года оно было полностью переведено в Брюссель. Вывод 11 военных баз НАТО из Франции был закончен 16 октября 1967 года. Таким образом, Франция полностью вышла из военных структур Североатлантического Альянса, таким образом в полной мере восстановив свой суверенитет над территорией страны. Однако, Франция осталась в политических структурах блока и сохранила оккупационные силы на территории ФРГ. Также Де Голль подтвердил союзнические обязательства Франции на случай прямого конфликта с ОВД. Единственной чувствительной реакцией США на действия Франции стал запрет на поставку в страну новейшего суперкомпьютера Control Data Corporation CDC 6600, закупленного французами для своей ядерной программы. Его, впрочем, потом по тихому все равно привезли. Ни о какой оккупации Франции речь, понятно, даже не шла.
Иногда утверждается, что сдержанная реакция НАТО на выход Франции была связана с тем, что как раз в 1966 году французы получили современные средства доставки собственного ядерного оружия - стратегические бомбардировщики Mirage IV (всего было построено 66 штук), способных со сверхзвуковой скоростью без дозаправки достичь Москвы с 70-килотонной атомной бомбой AN-22 на борту. Возможно... Тем не менее, Де Голль никому "миражами" не угрожал, а всего лишь аргументировал свою политику тем, что при наличии подобного оружия ядерный зонтик Дяди Сэма и вызванные им ограничения суверенитета Франции больше не нужны. То есть, вопрос был переведен в чисто техническую плоскость.
Второй момент, вызвавший у европейцев ощущение ледяного душа был в том, что после свержения Никиты Хрущева, новая советская администрация активно взялась за повышение жизненного уровня собственного населения в масштабах, ранее в СССР и близко невиданных, чем резко улучшила имидж страны в глазах иностранцев. Дошло до того, что в 1967 году в СССР начались трансляции конкурса "Евровидение", ведущая которого Эрика Вааль также впервые приветствовала участников еще и на русском языке. Советский Союз в те годы начали постепенно воспринимать как "одного из нас" и тут такое.
Операция "Дунай" неожиданно стала эпической рекламной акцией советского зеркального фотоаппарата "Зенит-Е", производство которого было налажено в Красногорске в 1966 году. Дело в том, что самые выгодные снимки советских танков в Праге были сделаны именно такими камерами.
Понятно, что то, что оккупация не привела к масштабному конфликту, а участники протестов и руководство страны практически не подверглись репрессиям, постепенно снизило градус отторжения Советского Блока, а уж война во Вьетнами и начавшаяся политика Разрядки вообще отодвинули чехословацкие проблемы на задний план, но "осадочек остался", причем, такой, что до сих пор портит отношения России и стран Восточной Европы, хотя, как раз русские то к той истории отношения почти не имеют - 90% руководства операцией "Дунай" на всех уровнях были украинцами.
p.s. Главный курьез событий августа 1968 года - из за того, что большинство фотографий, сделанных чехами в Праге в те дни были сняты на советские зеркальные фотокамеры "Зенит-Е", Запад внезапно узнал о том, что в Советском Союзе выпускаются недорогие фотоаппараты, позволяющие снимать очень и очень качественные снимки, что обеспечило прорыв продукции Красногорского завода на мировые рынки. Экспорт фотоаппаратов в страны, в основном, третьего мира (но не только) продолжался практически до закрытия производства бытовой фототехники в нулевые.
No comments:
Post a Comment